Что такое сказкотерапия: советы Татьяны ЗинкевичЕвстигнеевой и психологов

Сказкотерапия как метод психотерапии

Сегодня на вооружении у психологов есть немало средств, позволяющих решить проблемы ребенка самым, что ни на есть увлекательным и приятным для него способом. Одно из них – сказкотерапия – направление практической психологии и, пожалуй, самый древний психотерапевтический метод.

Что это такое

Первая видео-беседа из цикла «Меня часто спрашивали…» с автором Метода Комплексной Сказкотерапии, доктором психологии, директором Международного Института Комплексной Сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой.

Сказка как средство диагностики

В мире много сказок, грустных и смешных. Но каждая сказка может стать настоящим другом и доктором для ребёнка. Часто ли вы задавались себе вопросом, как эти придуманные истории могут подсознательно влиять на детей? Уже давно известно, что сказка формирует первые поведенческие модели ребёнка. Это инструмент, который удовлетворяет его потребность в конкретном жизненном опыте. Именно поэтому так важно понимать, какие сказки читать детям.

Понять больше о лечебной силе сказок поможет сказкотерапевт Разида Ткач. Вы получите ответы на вопросы:

  • Как сказка влияет на фантазию ребёнка?
  • Что читать и как?
  • Как подавать сказку, чтобы она не травмировала ребёнка?
  • Что делать, если дети подражают плохим персонажам?
  • О внутренних весах ребенка.

Сочиняя сказки, передавая их из уст в уста, люди испокон веков учили друг друга житейской мудрости. Если же говорить о применении сказки в психологической работе, то здесь она выполняет сразу несколько функций. В первую очередь — это эффективная диагностика в детском возрасте и не только. Ведь далеко не каждый ребенок способен открыто говорить о своих переживаниях, формулировать свои проблемы и страхи. А откликнувшись на предложение: «Сочини сказку про мальчика 5-ти лет, который живет на соседней улице», — он, так или иначе, опишет свою собственную жизненную историю.
Психолог Наталья Кучеренко с вариантом сказкотерапии «Убить надежду»:

Используя метод сказкотерапии, мы можем в мягкой форме узнать, что сейчас тревожит ребенка и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации. Поскольку детям близка сказка, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем и от лица этого героя говорит о собственных проблемах сказочным языком. Вроде не о себе, но, вместе с тем, о себе и о том, что сейчас его волнует больше всего.

Сказка о Птенце

Например, определить отношение ребенка к предстоящему разводу родителей поможет Сказка о Птенце, которую детские психологи нередко используют в диагностической работе:
«Жили-были на дереве, в гнездышке, три птички: папа, мама и маленький птенчик. Но однажды налетел сильный ветер, ветка сломалось, гнездо упало вниз.
Все три птички тоже оказались внизу, на земле. Папа посидел-посидел, да и вспорхнул на ветку. Мама посидела-посидела, да тоже взлетела и уселась на другую веточку. Что же делать птенчику?»

Предложите ребенку ответить на этот вопрос. Прислушайтесь к тому, что он скажет:

«Птенчик тоже полетит на какую-нибудь ветку»;

«Он полетит к маме»;

«Он останется сидеть на земле, потому что летать не умеет. Но он позовет на помощь, и тогда родители обязательно спустятся и помогут ему!»… И делайте выводы.
А может, ваш малыш скажет: «Птенчик будет просто сидеть на земле»; «Он попытается взлететь, но у него ничего не получится»; «Птенчик будет продолжать сидеть на месте и его затопчут»; «Он умрет от холода или голода».
Если ребенок ответит так, то, вероятно, его что-то тревожит, и, возможно, есть необходимость обратиться к детскому психологу.

Лечение сказкой

Другая функция сказки – терапевтическая. Зачастую внушения, нотации и прочие подобные воспитательные меры оказывают на ребенка куда меньшее воздействие, нежели рассказанная ему сказка. Ведь одно дело – выслушивать скучные наставления, а другое – интересную и увлекательную историю.

Сказкотерапевт предлагает вниманию маленького клиента сказку, терапевтическую историю, герой которой попадает в ситуацию, схожую с той, которую переживает он сам. В этой истории заложено решение проблемы ребенка, показан выход. Маленький человек видит, как действует ресурсный герой, и понимает, что и его собственное положение не безнадежно. Он впитывает чужой пример, пользуется косвенной подсказкой.

Взрослые истории

Многие считают, что сказкотерапия подходит только детям, причем самого юного возраста. Между тем, это не так, ведь совершенно очевидно, что в каждом взрослом продолжает жить ребенок…

Татьяна Котляренко, сказкотерапевт:
Если говорить о моей практике, то я больше работаю с детьми и их проблемами, но метод сказкотерапии применим и в консультировании взрослых. Если в процессе терапии у клиента возникает определенное сопротивление, можно попросить его назвать любимого сказочного героя, вспомнить сказку, придумать историю… Если у человека есть решимость разобраться с собственными проблемами, если он в должной степени мотивирован, – он и сказку вспомнит, и историю сочинит.

Примером того, как, используя символические образы, мы рассказываем о своей жизни и об изменениях, которые с нами произошли, может послужить следующий случай…

Сказка о Садовнике и Золотом цветке

Как-то, проводя детско-родительский тренинг, где в качестве рабочих техник использовались арт-терапия, телесно ориентированная терапия и сказкотерапия, я познакомилась с мамой аутичной девочки. В числе прочих родителей, она должна была придумать и рассказать свою собственную сказку. Эта женщина поведала нам сочиненную ей историю о Садовнике и Золотом цветке.


Главный герой сказки – садовник – трепетно ухаживал за своим Золотым цветком. Цветок тот был очень нежным, нуждался в особо бережном отношении. Садовник всячески окружал его заботой: поместил в оранжерею, регулярно поливал, берег от сквозняков… Но, помимо ухода за цветком, у Садовника были и другие дела. Однажды ему пришлось куда-то отлучиться по одному из таких дел. Он очень волновался, оставив цветок без присмотра. А тут, как на грех, разразилась буря: подул сильный ветер, хлынул ливень, посыпал град… Когда Садовник подходил к оранжерее, сердце его сжалось от тревожного предчувствия.
Предчувствие его не обмануло: оранжерея была полностью разрушена, стекла выбиты, двери сломаны. А посреди этого погрома… рос себе Золотой цветок – целый и невредимый. И тогда Садовнику стало ясно, что цветок его не так уж беззащитен, как ему казалось, — хрупкий с виду, он, тем не менее, достаточно силен для того, чтобы справляться с бурями и противостоять трудностям.

Нетрудно догадаться, что, рассказывая о заботливом Садовнике, женщина говорила о себе. А Золотой цветок, конечно же, ее дочка страдающая аутизмом. Будучи мамой непростого ребенка, участница нашего тренинга тревожилась о состоянии своего малыша, окружала ее заботой. А в какой-то момент к ней пришло осознание того, что у девочки уже есть необходимые ресурсы для того, чтобы самостоятельно справляться с трудностями.

Конечно, сказкотерапия – не панацея, но потенциал «сказочного лечения» трудно переоценить. Впустите в свою жизнь сказку, и волшебные превращения не заставят себя ждать…

Лилия Илюшина, InHa.ru

Сложная психология отношений матери и взрослого сына: советы

8 советов психолога мамам-одиночкам: вы тоже имеете право на личную жизнь

Психология взаимоотношений родителей и детей в семье

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Книги онлайн

Зинкевич Татьяна – доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.

Автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу.

Автор научно-популярной серии книг по практической психологии «Ценность каждого дня».Научный руководитель и разработчик комплексной модели реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях системы образования. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов.

Книги (23)

Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка через игру, близкую и понятную ему.

Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с младшими и старшими школьниками.

Соавтор: Дмитрий Фролов

Уже само название книги «Жизнь любит тех, кто любит ее. » указывает на ее главную мысль. Казалось бы — вот и формула успеха, ничего сложного. Но практика показывает: мы совершенно не умеем опираться негативу извне, позволяя ему разрушать нашу жизнь.

А ведь ответ достаточно прост, и его не составит труда найти в этой книге. Ее авторы, Дмитрий Фролов и Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, не только знают, как полюбить жизнь, себя и все, что нас окружает, но и помогут совершить наше главное предназначение в жизни — быть счастливыми и делать счастливыми всех вокруг. Вы научитесь смотреть на мир так, как в детстве: увлеченно, наивно, восторженно, с интересом, ведь наши мечты на самом деле УЖЕ сбылись и ничего не мешает нам радоваться жизни.

Соавтор: Т.М. Грабенко

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить «особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице. Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Соавтор: Нисневич Л.А.

В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии. Описываются новые подходы к психолого-педагогической диагностике и сопровождению развития «особых» детей.

Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду.

Соавтор: Фролов Д.Ф.

Уже в самом названии книги «Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду» содержится побуждение к действию. Не хотите дать себя в обиду — действуйте уже сейчас! Ведь совершенно ясно: чем человек мягче и добрей, тем больше интриганов и манипуляторов норовят этим воспользоваться.

Какой же выход, неужели остается только присоединиться к их числу? Вовсе нет. Для начала нужно четко решить: ХВАТИТ! А о дальнейших действиях вы узнаете из этой книги, написанной увлекательно и интересно, ведь только так можно говорить о сложных вещах!

Мужественные всегда побеждают, или Как мужчине обрести собственную Силу.

Соавтор: Фролов Д.Ф.

Книга «Мужественные всегда побеждают. » посвящена вопросу исключительной важности — взаимоотношениям женщины и мужчины.

Книга предназначена для тех представительниц прекрасной половины человечества, которые хотят узнать больше о мужской природе, сделав тем самым шаг к счастью и взаимопониманию.

Авторы откроют все секреты мужской психологии, зная которые можно найти ответы на все интересующие вас вопросы и не только понять, но и принять мужчину таким, каким создала его природа.

Задача книги «Мужские сказки — тайный шифр» не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную.

Эта книга призвана более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека — и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоциями, мыслями и знаниями, которые будут расшифрованы в этой книге.

Большинство сказок, так хорошо знакомых нам с детства, заканчиваются на самом интересном месте — пышной свадьбе молодых — и совсем не затрагивают тему супружеской жизни.

Автор книги «Она и Он: тайный шифр сказки отношений» уверена: сказки символично как раз и описывают события после свадьбы, главное — разгадать их тайный шифр.

Эта книга стала плодом многолетних раздумий и наблюдений за супружескими парами, исследований сказок и мифов, многочисленных психологических консультаций на вечную тему тайны отношений Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.

Автор уверена, что эта книга поможет сказкотерапевтам в семейном консультировании, а всем желающим — в распутывании и завершении сложных сюжетов отношений между мужчиной и женщиной.

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

В популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях.

В книге «Проективная диагностика в сказкотерапии» анализируются направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок.

Психологам, педагогам, родителям, филологам предлагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надежно сформировать перспективные задачи работы с автором сказки.

Книга «Психотерапия зависимостей» посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.

Метод, описанный в книге, эффективно используется в рамках антинаркотической профилактической и реабилитационной работы среди несовершеннолетних и молодежи.

Книга состоит из двух основных разделов: раздел 1 — анализ проблемы зависимости и методические указания по применению сказкотерапевтических приемов, раздел 2 — описание программы работы.

Она поможет узнать о “сказочных” приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах.

Книга состоит из пяти кейсов, посвященных разным темам. На основе каждого из кейсов можно провести тематический тренинг; можно использовать все кейсы в длительном тренинговом курсе, посвященном формированию системных управленческих навыков. Все задания объединяет общая метафора: участники курса погружаются в атмосферу легендарного Камелота, становятся кандидатами в Рыцари Круглого Стола.

Для каждого из кейсов разработаны папка участника и тест для оценки знаний, полученных в ходе тренинга.

Книга «Семь дорог женственности» была создана для женщин, которые искренне хотят сделать свою жизнь лучше и красивее, и готовы приложить для этого максимум усилий.

Автор книги уверена, что одна из самых непростых задач женщины — НАУЧИТЬСЯ ХОТЕТЬ ПРАВИЛЬНО, но если этому научиться, то можно воплотить в жизнь все мечты и стремления.

В книге вы найдете интересные сказки и упражнения, которые научат вас радоваться жизни, любить и быть любимой, достичь гармонии во всех сферах жизни.

Читайте также:  Гостевой брак

Тайна женственности, или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни.

Соавтор: Фролов Д.Ф.

Что значит быть женщиной, и как ею оставаться в круговороте событий, в котором женщины вращаются каждый день, балансируя между мужем, детьми и работой?

Авторы книги небезосновательно полагают, что именно чуткий мужской взгляд способен рассмотреть тонкие процессы, протекающие в душе Женщины.

Книга «Тайна Женственности, или Как женщине раскрыть свою Силу и стать Хозяйкой собственной жизни» стала итогом многолетних бесед и наблюдений за женщинами психологов Дмитрия Фролова и Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.

Они готовы поделиться своим ценным опытом, чтобы представительницы прекрасного пола раз и навсегда утвердились в собственной уникальности и самодостаточности и научились осознавать ценность каждого дня.

Сложно переоценить важность финансового достатка в нашем мире. Ведь кроме материальных благ он обеспечивает нам и внутреннюю свободу, а для многих является эквивалентом успешности.

Но как не попасть в денежное рабство и избавиться от заблуждений, стереотипов и страхов? По мнению автора, психолога Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, в наших силах стать богатыми прямо сейчас, просто изменив свое отношение к деньгам.

Ведь по-настоящему богат совсем не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. Следуя за автором дорогой процветания, вы получите возможность раз и навсегда решить финансовые трудности, сделав достаток и гармонию постоянной данностью.

Сокровищница подсказок для психолога и сказкотерапевта.

Сказка — это особый информационный формат. Это шифр. Ценнейшая, жизненно важная информация поступает в наше подсознание и начинает активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей и посредством этого влияя на наше поведение.

Иногда девочки, начитавшись в детстве сказок, в своей жизни неосознанно пытаются повторить сказочный сценарий. Одним удается сделать сказку своей жизни счастливой, другим же никак не выбраться из замкнутого круга проблем и неурядиц. Но, оказывается, правильно прочитав любимую сказку, мы можем найти в ней ответ на интересующий нас вопрос, Лекарство от душевной боли, путь выхода из запутанной ситуации.

Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд.

В этой книге представлена технология формирования и управления специально созданным коллективом сотрудников – командой, которая способна успешно решать производственные задачи в любой сфере бизнеса и управления.

Теоретическая часть содержит последовательное описание всех этапов формирования команды: от определения целей до сопровождения деятельности команды.

В практической части отрабатываются приемы организации работы в команде, даются новые технологии взаимодействия, ситуационного анализа, приводятся практические упражнения. Особое внимание уделяется изучению техник формирования командного духа и созданию имиджа команды.

Книга предназначена для руководителей, менеджеров, психологов и всех, кто профессионально интересуется вопросами управления.

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтические программы.

Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей.

В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Тема отношений между мужчиной и женщиной — тема вечная, это неиссякаемый источник вдохновения и непониманий, мощная созидающая и разрушительная сила. И сколько бы на эту тему не было написано — окончательно поставить в ней точку не удастся никогда.

Автор книги «Узор отношений», Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, предлагает представить каждую историю любви в виде уникального замысловатого узора. Создав крепкий и красивый узор отношений благодаря этой книге, ждите приятных сюрпризов: воплощения мечтаний в жизнь, счастливых мгновений и маленьких радостей.

В книге «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» даны основные принципы игр на песке.

Рассмотрены игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях.

Если сознательно сделать Счастье главным жизненным ориентиром, то можно смело идти на его свет. Подобно сказочной героине, не оглядываясь на бури, бушующие позади и по сторонам. Счастье станет магнитом, прокладывающим дорогу к себе, начинающуюся из глубин женского сокровенного естества.

Книга рассказывает о многих слагаемых Счастья: Женской Доле, Доброй Судьбе, жизненной философии, отцовском и материнском корнях Древа Женского Счастья; помогает проводить реставрационные работы в смысловом поле женщины. Но главное — на страницах книги каждая читательница открывает возможность построить теплый диалог с собственной уникальной Индивидуальностью.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Что такое сказкотерапия: советы Татьяны ЗинкевичЕвстигнеевой и психологов


Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. скачать

Зинкевич Татьяна – доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.

Автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу.

Автор научно-популярной серии книг по практической психологии «Ценность каждого дня».Научный руководитель и разработчик комплексной модели реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях системы образования. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов.

Соавтор: Т.М. Грабенко

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить «особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице. Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Соавтор: Нисневич Л.А.

В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии. Описываются новые подходы к психолого-педагогической диагностике и сопровождению развития «особых» детей.

Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду.

Соавтор: Фролов Д.Ф.

Уже в самом названии книги «Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду» содержится побуждение к действию. Не хотите дать себя в обиду — действуйте уже сейчас! Ведь совершенно ясно: чем человек мягче и добрей, тем больше интриганов и манипуляторов норовят этим воспользоваться.

Какой же выход, неужели остается только присоединиться к их числу? Вовсе нет. Для начала нужно четко решить: ХВАТИТ! А о дальнейших действиях вы узнаете из этой книги, написанной увлекательно и интересно, ведь только так можно говорить о сложных вещах!

Мужественные всегда побеждают, или Как мужчине обрести собственную Силу.

Соавтор: Фролов Д.Ф.

Книга «Мужественные всегда побеждают. » посвящена вопросу исключительной важности — взаимоотношениям женщины и мужчины.

Книга предназначена для тех представительниц прекрасной половины человечества, которые хотят узнать больше о мужской природе, сделав тем самым шаг к счастью и взаимопониманию.

Авторы откроют все секреты мужской психологии, зная которые можно найти ответы на все интересующие вас вопросы и не только понять, но и принять мужчину таким, каким создала его природа.

Задача книги «Мужские сказки — тайный шифр» не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную.

Эта книга призвана более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека — и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоциями, мыслями и знаниями, которые будут расшифрованы в этой книге.

Большинство сказок, так хорошо знакомых нам с детства, заканчиваются на самом интересном месте — пышной свадьбе молодых — и совсем не затрагивают тему супружеской жизни.

Автор книги «Она и Он: тайный шифр сказки отношений» уверена: сказки символично как раз и описывают события после свадьбы, главное — разгадать их тайный шифр.

Эта книга стала плодом многолетних раздумий и наблюдений за супружескими парами, исследований сказок и мифов, многочисленных психологических консультаций на вечную тему тайны отношений Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.

Автор уверена, что эта книга поможет сказкотерапевтам в семейном консультировании, а всем желающим — в распутывании и завершении сложных сюжетов отношений между мужчиной и женщиной.

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

В популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях.

В книге «Проективная диагностика в сказкотерапии» анализируются направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок.

Психологам, педагогам, родителям, филологам предлагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надежно сформировать перспективные задачи работы с автором сказки.

Книга «Психотерапия зависимостей» посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.

Метод, описанный в книге, эффективно используется в рамках антинаркотической профилактической и реабилитационной работы среди несовершеннолетних и молодежи.

Книга состоит из двух основных разделов: раздел 1 — анализ проблемы зависимости и методические указания по применению сказкотерапевтических приемов, раздел 2 — описание программы работы.

Она поможет узнать о “сказочных” приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. скачать Арт-терапия

Книга состоит из пяти кейсов, посвященных разным темам. На основе каждого из кейсов можно провести тематический тренинг; можно использовать все кейсы в длительном тренинговом курсе, посвященном формированию системных управленческих навыков. Все задания объединяет общая метафора: участники курса погружаются в атмосферу легендарного Камелота, становятся кандидатами в Рыцари Круглого Стола.

Для каждого из кейсов разработаны папка участника и тест для оценки знаний, полученных в ходе тренинга.

Книга «Семь дорог женственности» была создана для женщин, которые искренне хотят сделать свою жизнь лучше и красивее, и готовы приложить для этого максимум усилий.

Автор книги уверена, что одна из самых непростых задач женщины — НАУЧИТЬСЯ ХОТЕТЬ ПРАВИЛЬНО, но если этому научиться, то можно воплотить в жизнь все мечты и стремления.

В книге вы найдете интересные сказки и упражнения, которые научат вас радоваться жизни, любить и быть любимой, достичь гармонии во всех сферах жизни.

Тайна женственности, или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни.

Соавтор: Фролов Д.Ф.

Что значит быть женщиной, и как ею оставаться в круговороте событий, в котором женщины вращаются каждый день, балансируя между мужем, детьми и работой?

Авторы книги небезосновательно полагают, что именно чуткий мужской взгляд способен рассмотреть тонкие процессы, протекающие в душе Женщины.

Книга «Тайна Женственности, или Как женщине раскрыть свою Силу и стать Хозяйкой собственной жизни» стала итогом многолетних бесед и наблюдений за женщинами психологов Дмитрия Фролова и Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.

Они готовы поделиться своим ценным опытом, чтобы представительницы прекрасного пола раз и навсегда утвердились в собственной уникальности и самодостаточности и научились осознавать ценность каждого дня.

Сложно переоценить важность финансового достатка в нашем мире. Ведь кроме материальных благ он обеспечивает нам и внутреннюю свободу, а для многих является эквивалентом успешности.

Но как не попасть в денежное рабство и избавиться от заблуждений, стереотипов и страхов? По мнению автора, психолога Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, в наших силах стать богатыми прямо сейчас, просто изменив свое отношение к деньгам.

Ведь по-настоящему богат совсем не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. Следуя за автором дорогой процветания, вы получите возможность раз и навсегда решить финансовые трудности, сделав достаток и гармонию постоянной данностью.

Сокровищница подсказок для психолога и сказкотерапевта.

Сказка — это особый информационный формат. Это шифр. Ценнейшая, жизненно важная информация поступает в наше подсознание и начинает активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей и посредством этого влияя на наше поведение.

Иногда девочки, начитавшись в детстве сказок, в своей жизни неосознанно пытаются повторить сказочный сценарий. Одним удается сделать сказку своей жизни счастливой, другим же никак не выбраться из замкнутого круга проблем и неурядиц. Но, оказывается, правильно прочитав любимую сказку, мы можем найти в ней ответ на интересующий нас вопрос, Лекарство от душевной боли, путь выхода из запутанной ситуации.

Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд.

В этой книге представлена технология формирования и управления специально созданным коллективом сотрудников – командой, которая способна успешно решать производственные задачи в любой сфере бизнеса и управления.

Теоретическая часть содержит последовательное описание всех этапов формирования команды: от определения целей до сопровождения деятельности команды.

В практической части отрабатываются приемы организации работы в команде, даются новые технологии взаимодействия, ситуационного анализа, приводятся практические упражнения. Особое внимание уделяется изучению техник формирования командного духа и созданию имиджа команды.

Книга предназначена для руководителей, менеджеров, психологов и всех, кто профессионально интересуется вопросами управления.

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтические программы.

Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей.

В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Тема отношений между мужчиной и женщиной — тема вечная, это неиссякаемый источник вдохновения и непониманий, мощная созидающая и разрушительная сила. И сколько бы на эту тему не было написано — окончательно поставить в ней точку не удастся никогда.

Автор книги «Узор отношений», Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, предлагает представить каждую историю любви в виде уникального замысловатого узора. Создав крепкий и красивый узор отношений благодаря этой книге, ждите приятных сюрпризов: воплощения мечтаний в жизнь, счастливых мгновений и маленьких радостей.

В книге «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» даны основные принципы игр на песке.

Рассмотрены игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях.

Читайте также:  Гнев это опасное чувство советы психологов на

Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка через игру, близкую и понятную ему.

Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с младшими и старшими школьниками.

Видеокурс «Эффективные психотехники»

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева – Автор метода Комплексной Сказкотерапии©

ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ?

Весенней порой родилась в Ленинграде. Еще в школьные годы интерес к психологии выразился в исследовании «Влияние классической музыки на психическую сферу человека». Сейчас называть эту работу «исследованием» мне немного странно, однако для моей мамы первая проба научного пера является предметом особой гордости. Собственно, с ее слов я и знаю об этом малопримечательном событии… Дальше, вместо Консерватории я закончила факультет психологии Ленинградского Государственного Университета, где застала в добром здравии удивительных преподавателей «старой гвардии». Собственно, о себе я постоянно говорю и в книгах, и в лекциях, и на консультациях (хотя мои клиенты полагают, что я рассказываю о них самих) поэтому, наверное, это единственно новое, что можно добавить к уже сказанному…

Как я пришла к созданию метода?

Все происходило естественно. Очень сложно выделить этот путь из общего жизненного пути. В детстве мы с папой часто сочиняли разные истории, и я очень много читала. Соединении этой тяги с музыкой привело меня к психологии. Сориентировавшись в текущем положении дел, я стала искать способ наиболее действенной практической помощи людям. Те методы, что имелись, не устраивали меня вполне. Один казался мне слишком жестким, другой – слишком «мужским», третий – пригодным лишь для психиатрии, четвертый… Словом, мне, как «разборчивой невесте» было трудно угодить. Позже я поняла, что в силу особенностей характера, мне просто сложно говорить с чужих слов. И стало ясным, что придется идти более трудным путем поиска СВОЕГО МЕТОДА.

В притчах я нашла особую стилистику общения с человеком. А когда жизненного опыта стало больше, старые сказки, и авторские истории стали открываться для меня иначе. Как говорится в сказках, «не только по-писанному, но и по-неписанному». Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки это «шифровки». В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое психологическое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека. А потом и в его жизни. Сказки и истории человеческих судеб постоянно открывали мне новые пути и грани будущего Метода. Сначала он складывался как набор возможностей работы со сказками. Потом открылись и более глубинные закономерности, получившие имена «архетипов» и «архетипических сюжетов». Но об этом уже другая история…

Что я могу теперь сказать людям?

Дорогие друзья, не думайте, что сказки – это детская забава. Они – для зрелых и внимательных сердец. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по «неписанному», откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития.

Дорогие друзья, описывайте свою жизнь как сказку! И вы увидите ее ценность и уникальность. Каждое жизненное приключение найдет свое место в повествовании и откроет вам свое истинное назначение в вашей жизни. Зашифровывайте в сказки золотые зерна вашего жизненного опыта. Ведь именно они оплачены вами по самой высокой цене. Относитесь бережно к отношениям с близкими и далекими людьми. Старайтесь постичь индивидуальную природу каждого прежде, чем разочароваться, обидеться или осудить. Боритесь с унынием и пустыми сомнениями, страхами и обидами, – ибо именно они являются вашими истинными врагами, засевшими внутри. Смело описывайте свое будущее с добром и надеждой в красивых сказках, и увидите, как начнет меняться ваша жизнь.

Самый интересный вопрос, который мне задавали.

Мне нравятся вопросы, которые ставят под сомнение основные положения моего Метода. Такие вопросы дают мне возможность взглянуть на него чужими глазами, выйти из него и посмотреть со стороны. Ведь даже если ты живешь во дворце и поддерживаешь в нем порядок, это не означает, что само здание не подвергается воздействию внешнего мира, и не нуждается в поддерживающем ремонте снаружи! Вот такие «каверзные» вопросы помогают начинать «наружные работы» в здании Метода. А бывает, что задают вопрос в самую суть, и отвечая на него, удается углубить Метод. Ведь он – живой. Он не стоит на месте, постоянно обновляется. Но самые ценные вопросы – что идут от сердца. И я благодарна людям за них.

Кто может стать моим учеником?

Прежде всего, человек искренний. Не желающий жить «в-пол-житья-в –пол-бытья». Желающий узнавать себя, любящий своих близких. У меня можно учиться только в том случае, если наши ценности совпадают. Неверующим в Бога людям учиться у меня будет крайне сложно, просто невозможно. Учиться у меня трудно. Плотность информации высокая. За пару часов мы можем освоить такой объем информации, на который обычно уходит несколько дней или даже месяцев. Это свойства сказки – она многоуровневая, многоаспектная. «Плосткостным мышлением» ее не постичь, приходится «включать» «Объемное мышление». И поначалу, когда оно только еще начинает работать, многим кажется, что «голова распухает». А потом все становится на свои места. Но первое время трудно. Хотя, и в любом деле так.

Обучение у меня всегда сопряжено с терапевтической работой. Она запускается сама по себе. Как уборщики в пустом вечернем здании. Они не влияют на основную работу учреждения, но поддерживают его в чистоте. Их не видит основной персонал – но без их труда, учреждение бы «заросло грязью» и не смогло бы качественно работать.

Словом, учиться у меня непросто. Но многие утверждают, что полезно и интересно. Я с ними согласна!

Кто может стать моим клиентом?

Человек, прочитавший хотя бы пару моих книг и доверяющий моему слову. Чем лучше человек знаком со мною и с Методом, тем быстрее мы сможем перейти непосредственно к качественной психологической помощи. Также важно, чтобы человек был верующим.

Мои пожелания посетителям сайта?

Многие полагают, что жить с открытым сердцем небезопасно. Но жить с прикрытым сердцем – значит, жить «с ленцой», в пол-силы и с тщеславными амбициями. От такой позиции в жизнь приходят множество недовольств и неудовлетворенностей. Зачем?! Открывайте свое сердце постепенно, изучайте себя, людей, окружающий мир. Ищите людей, близких вам по духу, а найдя, берегите отношения с ними. Старайтесь, когда берете что-то полезное, благодарить от сердца. Пишите добрые сказки и дарите их людям.

Комплексная сказкотерапия

В статье расшифровывается понимание “комплексная сказкотерапия” и ее влияние на психофизические и личностно-социальные функции развития человека, возможность предотвращать появления болезни при первых симптомах психосоматических расстройств. Представлена информация о методах, принципах и подходах комплексной сказкотерапии в работе с клиентами и сопровождении семьи в целом.

Что такое Сказка? Как расшифровываются сказки, какой смысл в них заложен и почему есть тот самый терапевтический сказочный эффект при котором активируется жизненная сила, меняется сценарий родовых закономерностей, психоэмоциональное и психофизическое здоровье человека существенно меняется в лучшую сторону. Научно доказано что практически весь соматический ряд заболеваний невропатии, будь то эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, или вегетативная дистония с годами может ослабевать и уменьшатся благодаря в том числе и комфортному психологическому сопровождению. Наиболее органичный подход в создании комфортной психологической атмосферы создается посредством «сказкотворчества».

Термин «Комплексная Сказкотерапия» возник сравнительно не давно. Автором данного метода «Комплексная Сказкотерапия» является Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. [1]

Определение Комплексной Сказкотерапии складывается из четырех основных базисов:

  1. Комплексная Сказкотерапия – связь нашего сознания и подсознания посредством речи ориентированной на процесс творческого мышления.
  2. Комплексная Сказкотерапия – система воспитательного ориентирования исходя из позитивной системы ценностней человека, семьи, народа.
  3. Комплексная Сказкотерапия – точная и энергоемкая система развития и управления эмоционального интеллекта.
  4. Комплексная Сказкотерапия – индивидуальный подход к личности человека с учетом его уникальной системой опыта, знаний, судьбы, семьи, условий в которых он родился и живет.

Комплексная Сказкотерапия – это универсальный метод социогенетических концепций учитывающий тени и архитипы личности.

Принципы Комплексной Сказкотерапии основываются на элементарных ресурсах заложенных в человеке с самого рождения. [2]

1. Принцип Жизненной Силы.
Все что являет собой жизненный ориентир и стимул и является Жизненной Силой. Работа сказкотерапевта направленна на восстановление, накопление и познание Жизненной Силы человека.

2.Принцип Моста.
Порой очень сложно понять причину напряженного
психо-эмоционального состояния не отпустив ситуацию. Умение посмотреть на нее с другого ракурса формирует сказкотерпевт. Он помогает клиенту образовать символический мост между внутренним и внешним, материальным и духовны.

3. Принцип Самодисциплины.
Мы То, что мы о себе думаем. Мысль материальна. Наше будущее формиркется нашим настоящим .. и так далее и тому подобное. Получается что Самодисциплина – это залог Здоровья, в том числе и психологического и начинается с дисциплины мысли, воображения, поступков и принятия решения.

4. Принцип Кристалла.
«Людей не интересных в мире нет, их судьбы как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее». Е. Евтушенко
Сказкотерапевт с комплексным подходом инструментария помогает клиенту увидеть многовариантность ситуации, сделать правильный вывод и принять верное решение как в терапии здоровья , так и в улучшение жизни в целом.

Сегодня мы имеем возможность собирать анамнез разными способами, лабораторными, диаграммными, тестовыми и так далее. В случает , когда сложно поставить диагноза, а закрытости клиента не дает полной картины психосоматического расстройства, на помощь приходит комплексный метод Сказкотерапии. Он включает в себя песочную, анимационную, двигательную, арт и органическую терапию; написание авторских колыбельных, техника не отправленных писем, все виды телесной терапии, профориентация как психокоррекция эмоционального состояния – все это и многое другое входит в понятие Комплексная Сказкотерапия. Фраза «не рассказывайте мне сказок» содержит в себе очень глубинный уровень, связанный с подсознание и отсутствие Веры в лучшее. Отличительные признаки высших психических функций это: опосредованность, системность, осознанность, креативность, свобода.

Эти функции формируются пожизненно. Основным инструментом в гармоничном формирование психических функций, помимо всего прочего, является Речь (культура речи), Слово.

Через разные виды словесной деятельности: колыбельные, молитвы, притчи, легенды, мифы и конечно же сказки — идет формирование основной базы знаний о мироустройстве, это постоянный процесс обучения так необходимый для гармоничного развития психики человека.

Комплексная Сказкотерапия -включает в себя виды сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. Авторская сказка, написанная как самим клиентом так и сказкотерапевтом, всегда несет в себе ресурс Жизненной Силы, ценностные ориентиры и ресурс здоровья.

Возможно, современное состояние психо-эмоционального развития личности отражает общую картину и динамику здоровья нашего общества. Следует отметить, что Комплексный подход Сказкотерапией в психологии, психотерапии, психосоматике уже сейчас имеет огромное значение. Получив возможность анализа метода Комплексная сказкотерапия и его обсуждению, общество приобретает специалистов ориентированных на возрождение духовно-нравственых ценностей личности.

Данный материал является научно обоснованным и клинически подтвержденным многолетними практиками и статистикой специалистов работающих по комплексному методу «Комплексная Сказкотерапия» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.

1. Практикум по сказкотерапии. Издательство речь 2013 год, стр.8
2. Практикум по сказкотерапии. Издательство речь 2013 год, стр.9

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Основы сказкотерапии

Несколько слов об этой книге

Дорогие друзья!

В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает Фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. «Таким, как в сказке», – можете сказать вы, и будете правы. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его. Недаром говорят, что признак настоящей сказки – хороший конец. Так и с нашим образом будущего – он обязательно должен быть положительным. Ведь он – наша жизненная программа.

В каждом из нас немало жизненных программ, заложенных не нами, а другими людьми, встреченными нами на жизненном пути. Это родители, педагоги, друзья, герои книг и кинофильмов. Представляете, сколько в нашем внутреннем мире сказочных сюжетов?! И какой же из них НАШ СОБСТВЕННЫЙ?

Во всех этих хитросплетениях старается разобраться сказкотерапевт. И особенно это касается нас, взрослых. Поэтому мы утверждаем: сказкотерапия – это «взрослый метод»!

Чтобы разбираться с хитросплетениями судеб и внутренних процессов взрослых, помогать развивать таланты детям, поддерживать подростков, – сказкотерапевту нужны основания. Эти ОСНОВАНИЯ, или основы сказкотерапии, изложены здесь, в книге, которую вы держите в руках.

Некоторая часть материалов этой книги уже видела свет в издании «Практикум по креативной терапии». К сожалению, эта книга больше не будет переиздана, поэтому было принято решение о сохранении ее материалов в других изданиях.

Надеюсь, что «Основы сказкотерапии» помогут вам разобраться в существе нашего метода и стать добрым сказочником по отношению к себе и своим близким.

директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии

Раздел 1 Введение в сказкотерапию Сказкотерапия сегодня

«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной Школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Интересно, что сегодня «сказками» называют невероятные истории, которые не могли произойти в реальности. Но вот вопрос: в какой именно реальности они не могли произойти?

Вам кажется странной подобная постановка вопроса? Между тем, даже в сказках различают, два вида реальности – Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных историях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где и происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой – опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави изменил существенно его.

Читайте также:  Что такое любовь и как поддерживать ее в браке

Поэтому происходящее в сказках реально. Но не столько для мира социальных отношений, сколько для мира внутреннего, мира нашей души. В этом контексте важно помнить, что психология – это наука о душе. И о том, что происходит в душе человека как раз и повествуют многие волшебные сказки и легенды. Потому изучение тонкой, психической душевной природы человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, мифов, притч.

Символично, что родина сказкотерапии, как Школы – это Санкт-Петербург. Другими словами, сказкотерапия – это одно из немногих направлений практической психологии, оформившееся на российской земле.

Однако сказкотерапевтам непросто бывает выделить себя среди других психологических школ, ведь сегодня, пожалуй, мало осталось психологов и педагогов, представителей творческих профессий, которые бы не использовали в своей работе сказочную форму. Поэтому чтобы понять, что такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

Интересной особенностью сказкотерапии является то, что ни один из трех этапов, благодаря которым сформировалась ее концепция, не закончился. Все три предшествующих этапа, являясь сами по себе важнейшими процессами, продолжаются по сей день.

Мы выделяем три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии, как направления, как Школы.

Этап спонтанного сложения и передачи историй. С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные сказки и авторские, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки, – жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Мы прекрасно знаем их имена. И среди них имя Ганса Христиана Андерсена. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством увлекательной истории.

Этап научного осмысления метафорического материала. Начиная с 19 века в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материалы. С оформлением теории психоанализа наши коллеги стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается по сей день. Многие ученые не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной. Однако расшифровать мы их сможем, лишь в далеком будущем, когда наука сделает еще несколько рывков вперед. В сказках содержится богатейший материал для историков, этнографов, филологов, культурологов, физиков, биологов, врачей. Материал, который требует расшифровки и осмысления. Материал, который требует, чтобы с ним работало Пробужденное Сознание. Ибо важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях – биологическом, социальном, духовном, – скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях.

Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. Мы называем этот этап «психотехническим». Действительно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания. Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!», как вокруг человека создается иная реальность, в которой он ощущает себя творцом. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической Школой. Метафора объединяет всех.

Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция Комплексной Сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа, Елены Романовой, Юрия Тележко, Галины Николаевой, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим другим замечательным людям, подвижникам, постепенно оформляется концепция Комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» – это, прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Потому, сказкотерапия – это воспитательная система. При этом «воспитание» понимается как «в Ось питание», питание Оси, жизненного стержня человека; развитие его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать «учением об общечеловеческих ценностях».

Сказкотерапия – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Ее можно описать только языком Сказки.

У каждого сказкотерапевта свой талант. Одни пользуются сказками, легендами, мифами, притчами, пересказанными, придуманными другими. И недостатка в «инструментах» психологической и педагогической работы у них просто не бывает.

Другие обладают даром сочинения, создания новых историй. Даром переводить социальную действительность в тонкую реальность внутренних переживаний. Таким даром обладал Ганс Христиан Андерсен. В основе этого дара уникальная работа механизма интроекции: процесс переведения внешних впечатлений во внутренние образы, переживания, сопровождается появлением ярких метафор и сюжетных комбинаций. Таким образом, не всегда яркая, красивая внешняя действительность трансформируется в красочную и увлекательную действительность внутреннюю. И внутреннее переживание жизни становится самым настоящим Приключением. Приключением, в котором нет места скуке, а возникающие проблемы воспринимаются как трудности Пути, испытания на стойкость и возможность проявить себя в неожиданном качестве.

Таков взгляд сказочника, таков взгляд сказкотерапевта. А сказка – язык, посредник для того чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Язык, на котором иногда сказкотерапевт уговаривает душу человека пробудиться ото сна, навеянного социальными иллюзиями и эгоистичными ожиданиями.

Сказку нередко гонят от себя, но, отогнав, создают новые сказочные истории. Примерами «новых сказок» являются современные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы.

Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторяются в жизни отдельного человека, а также этнических и социальных групп. Об этом знали сказочники. Знал об этом и Вильгельм Гауф. Поэтому предварил сборник своих сказок таким предисловием.

Сказка под видом Альманаха

В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в ее вечнозеленых садах никогда не заходит солнце, царст­вовала, с незапамятных времен и до наших дней, королева Фан­тазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Но королева обладала слишком любвеобильным сердцем., чтобы довольствоваться благодеяниями у себя в стране; она сама,, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетела на землю, ибо она слышала, что там обитают люди, которые про­водят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как пре­красная королева прошла по земным долам, люди стали радост­ней за работой, беззаботней в своей печали.

Своих детей, не менее прекрасных и приветливых, чем сама царственная мать, она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвра­тилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.

Что с тобой, душенька Сказка,— обратилась к ней королева,— отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна? Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

Ах, милая мама! — отвечала Сказка.— Конечно, я не ста­ла бы так долго молчать, если бы не знала, что эта печаль также и твоя.

Нужды нет, говори, дочь моя,— сказала прекрасная ко­ролева,— горе — это тяжесть, которая не под силу одному и с ко­торой легко справиться вдвоем.

Ну так слушай же,— отвечала Сказка,— ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей, с какой радостью присаживаюсь я у хижины бедняка, чтобы после работы поболтать с ним часок; люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз все было по-иному!

Бедная Сказка! — сказала королева и погладила ее по мокрой от слез щеке.— Но, может быть, тебе так только показа­лось?

Верь мне, я не заблуждаюсь,— возразила Сказка,— они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают холодные взгляды; нигде мне не радуются; даже дети, которые меня ведь всегда любили, смеются надо мной и, с серьезным не по летам видом, отворачиваются от меня.

Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчи­вости.

Но чем же объяснить, Сказка,— спросила королева,— что люди там, на земле, так изменились?

Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, которые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остается уже ни любви, ни искорки доверия. Ах! Хорошо моим братьям, снам; не обращая никакого внимания на тех мудрецов, весело и легко слетают они на землю к спящим людям и навевают им все, что радует сердце и веселит взор.

Твои братья — ветрогоны,— сказала королева,— и тебе, любимица моя, нечего им завидовать. А сторожей тех я знаю хорошо; люди вовсе не так уже не правы, поставив их; не один бой­кий проходимец делал вид, будто прямым путем явился из моего царства, а на самом деле он разве что заглянул к нам с какой-нибудь горы.

Но почему же они наказывают за это меня, твою настоя­щую дочь? — плакала Сказка.— Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они обозвали меня старой девой и пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.

Как! Не впустить мою дочь? — воскликнула королева, и гнев залил краской ее щеки.— Однако мне ясно, откуда это исхо­дит: нас оклеветала злая тетка!

Мода? Неужели? — воскликнула Сказка.— Она ведь все­гда такая приветливая!

Я ее, лицемерку, хорошо знаю! — отвечала королева.— Но сделай ей назло еще одну попытку, дочь моя; кто творит доб­ро, тому не пристало унывать.

Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опо­рочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то еще с презрением забросят и позабудут в углу?

Если взрослые, обольщенные Модой, пренебрегут тобой, обратись к детям,— вот поистине мои любимцы; твои братья, сны, приносят им от меня самые светлые видения; да и сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры; они хорошо меня знают, хотя имя мое им не знакомо, но я часто замечала, как по ночам они улыбаются моим звездам, а утром, когда сияющие барашки тянутся по небу, они от радости хлопают в ладоши. И, подрастая, они все еще любят меня; я помогаю милым девушкам плести пестрые венки, а резвые юноши задумываются, когда я подсаживаюсь к ним на высокой вершине скалы, воздвигаю из туманного мира далеких синих гор высокие замки и блистательные дворцы и создаю из пурпурных вечерних облаков отряды отважных всадников и причудливые шествия пилигримов.

О милые детки! — растроганно воскликнула Сказка.— Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним.

Да, дорогая моя дочка,— сказала королева,— пойди к ним; только я тебя как следует приодену, чтобы ты понравилась малюткам и чтобы взрослые тебя не прогнали; знаешь, я наряжу тебя альманахом.

Альманахом, мама? ‘Ах! Мне стыдно в таком виде щего­лять перед людьми.

Королева кивнула, и служанки принесли изящный яркий наряд альманаха, затканный прекрасными узорами. Прислужни­цы заплели в косы чудные волосы девочки; они подвязали ей к ногам золотые сандалии, а затем набросили на нее прекрасное одеяние. Скромная Сказка не смела поднять глаза, но мать огля­дела ее с удовлетворением и заключила в объятия.

Ступай,— сказала она дочке,— благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, позднейшие поколения, более близкие к природе, снова обратятся сердцем к тебе.

Так говорила королева Фантазия.

И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у нее, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила головку, плотнее запахнулась в свой прекрас­ный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.

Стой! — крикнул хриплый грубый голос.— Стража, сюда! Явился новый альманах!

Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей, потрясая остро отточенными перьями, ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошел к Сказке и схватил ее за под­бородок.

Голову кверху, господин альманах! — закричал он.— Мы по глазам прочтем, чего ты стоишь.

Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тем­ные глаза.

Сказка! — закричали стражи и громко расхохотались.— Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Откуда на тебе этот костюм?

Его надела на меня мать,— отвечала Сказка.

Вот как? Она хочет протащить тебя к нам контрабандой? Нет, шалишь, убирайся отсюда! — закричали стражи и подняли острые перья.

Я хочу только к детям,— умоляюще произнесла Сказка,— ведь к ним вы можете меня пустить?

Ссылка на основную публикацию